Одаренные и талантливые дети

Способные, одаренные, талантливые дети…

Для того чтобы разобрать все эти основные понятия, выстроим такую цепочку: способности – одаренность – талант.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности… Способности не даны от природы… большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности…”

Способность имеет сложную структуру, в основе которой лежит совокупность психических качеств личности. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями. Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими учащимися интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.

И все-таки: какого школьника можно считать способным?

  • Он рано научился читать, считать, писать
  • Легко запоминает и пересказывает
  • Умеет рисовать
  • Поет или играет на музыкальном инструменте

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

Одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Слово одаренность происходит от слова дар. Все одарённые дети учатся легко и быстро.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей:

  • Яркое воображение
  • Способность к нестандартному восприятию
  • Интуиция
  • Любознательность
  • Оригинальность
  • Конкретность мышления

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Различают одаренность в:

  • В практической деятельности
  • В познавательной деятельности
  • В художественно-эстетической деятельности
  • В коммуникативной деятельности
  • В духовно-ценностной деятельности

Кроме достоинств американский психолог Б. Карне отмечает проблемы одаренных детей:

  • Стремление к совершенству
  • Ощущение неудовлетворенности
  • Нереалистические цели
  • Сверхчувствительность
  • Потребность во внимании взрослых
  • Нетерпимость

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.

Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.

К второй категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»). У них все всегда получается. Их оценки – «отлично» по всем предметам.

Третья группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности (одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант – это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.

Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим математиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton» и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.

Талантливые, способные и одаренные дети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Эти дети нуждаются в особом педагогическом внимании как со стороны родителей, так и учителей.

Итак, термины “способный”, “одаренный”, “талантливый” употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.

Понятие “способный” определяется как “годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный», а в понятие«талантливый” подчеркиваются природные данные человека.

Одаренность – потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Самое важное для педагога – не пройти мимо способного, одаренного, талантливого. То есть отличать не только по внешним показателям – не такой, как все, а научиться пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить «скрытую» одаренность. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей.

Развитие одаренных и способных детей – актуальная задача современной педагогики.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…