Просто по-человечески инвалиды регулярно встречают непонимание, к сожалению, подчас недоучет их особых потребностей. Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособлений дорог, общественного транспорта, что, конечно, само по себе важно, но не меньшую роль призвана сыграть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб.

В.В. Путин

 

Людей, ограниченных в возможностях, довольно много: они живут в соседних домах, гуляют по тем же улицам, ходят в те же больницы и магазины. Оказалось, что они не редкость, они среди нас.

Словосочетание «инклюзивное образование» в последнее время у всех на слуху. Школьник, пострадавший в аварии, возвращается в свой класс, но уже сидя в инвалидной коляске, это – инклюзия. Ребенок с синдромом Дауна идет в ближайший к дому детский сад – это тоже инклюзия. Злом или благом является инклюзия российских школьников и дошкольников? Родители здоровых детей пожмут плечами: «Нас это, слава Богу, не касается». Еще как касается! Ведь инклюзия предполагает совместное обучение всех детей – и здоровых, и с особыми образовательными потребностями.

Обычному человеку трудно представить себе сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, от которого не свободно ни одно общество. От нарушения трудоспособности, как говорится, не застрахован никто. Цивилизованное общество должно делать все возможное, чтобы люди с тяжелыми нарушениями здоровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые — обязанность общества, государства и законодательства.

Помощь инвалидам необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Таким образом, вопрос о необходимости проведении социальной работы в рамках социального обслуживания встает в настоящее время особенно остро.

Сочувствовать, поддерживать, подбадривать – как это нужно!

Нормативно-правовая база

Приказ Минобрнауки РФ от 02.12.2015 № 1399 “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования”

Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 № 1309 “Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи”

Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета, семинара для педагогов образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья

Письмо Минобрнауки России от от 18 апреля 2008 № АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”

Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 “Об утверждении государственной программы Ростовской области “Доступная среда”

Постановление Администрации Зерноградского района от 28.10.2013 № 752 “Об утверждении муниципальной программы Зерноградского района “Доступная среда”

Постановление Администрации Зерноградского района от 24.11.2015 № 680 “О внесении изменений в постановление Администрации Зерноградского района от 28.10.2013 № 752 “Об утверждении муниципальной программы”

Приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.04.2016 № 145 “Об утверждении Положения об обеспечении получения инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в образовательных организациях Зерноградского района, об обеспечении инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования и реабилитации инвалидов”

Приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 02.02.2016 № 35 “Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по созданию в 2016-2020 годах безбарьерной среды в муниципальных бюджетных образовательных организациях Зерноградского района”

Приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.09.2015 № 424 “Об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья”

Приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 15.09.2016 № 558 “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования Зерноградского района”

Реализация доступной среды в Зерноградском районе

В рамках реализации приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 27.06.2014 № 439 «Об организации работы по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов» с 2014 года МБОУ Зерноградская СОШ, МБОУ Мечетинская СОШ, МБОУ Манычская СОШ, МБОУСОШ УИОП определены базовыми ОО в Зерноградском районе для обеспечения инклюзивного образования.

Для создания безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов в МБОУ СОШ  г.Зернограда выполнены архитектурные работы: установка пандуса, ремонт санузла. Закуплено оборудование: аппаратно-программный комплекс  для слабовидящих, аппаратно-программный комплекс для слабослышащих, аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), терминал видеоконференцсвязи, документкамеры, беспроводной манипулятор.

В МБОУ СОШ  УИОП г.Зернограда выполнены архитектурные работы: монтаж защитных ограждений, ремонт пола, электронное табло, смена дверных блоков. Закуплено оборудование:   аппаратно-программный комплекс для слабовидящих, аппаратно-программный комплекс для слабослышащих,  аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), терминал видеоконференцсвязи, документкамеры, беспроводной манипулятор.

 В МБОУ Мечетинской СОШ   выполнены архитектурные работы: замена пола, дверных блоков, оконных блоков в учебном кабинете, кабинете логопеда, психолога, библиотеке, ремонт санузлов. Закуплено оборудование:  аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  (ДЦП), терминал видеоконференцсвязи, рабочее место ученика с логопедическим тренажером.

В МБОУ Манычской СОШ   выполнены архитектурные работы: замена пола, дверных блоков, оконных блоков в учебном кабинете, кабинете логопеда, психолога, библиотеке, ремонт санузлов. Закуплено оборудование: аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  (ДЦП) , терминал видеоконференцсвязи, рабочее место ученика с логопедическим тренажером.

В целях обеспечения условий доступности для получения качественного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья  во всех 18 общеобразовательных организациях Зерноградского района имеются наружные кнопки вызова для детей с ОВЗ, предупредительные знаки для слабовидящих людей «желтый круг», сайты общеобразовательных организаций имеют версию для слабовидящих.

Паспорта доступности объектов и услуг на конец учебного года имеют 18 (100 %) общеобразовательных организаций, что на 55,6 % больше, чем по итогам 1 полугодия 2016-2017 учебного года.

Пандусы при входе установлены в 11 (61 %) МБОУ Зерноградского района, на 1 (5,4 %) больше в сравнении с первым полугодием текущего учебного года: гимназия г.Зернограда, СОШ г.Зернограда, ООШ г.Зернограда, СОШ УИОП г.Зернограда,  Гуляй-Борисовская СОШ, Мечетинская СОШ, Красноармейская СОШ, Большеталовская СОШ, Светлоречная СОШ, Манычская СОШ, Россошинская СОШ.

Поручни имеются в 10 МБОУ района, на 1 (5 %) больше в сравнении с первым полугодием текущего учебного года  — гимназия г.Зернограда, СОШ г.Зернограда, ООШ г.Зернограда, СОШ УИОП г. Зернограда,  Гуляй-Борисовская СОШ, Мечетинская СОШ, Красноармейская СОШ, Большеталовская СОШ, Светлоречная СОШ, Манычская СОШ.

Раздвижные (двухстворчатые) двери установлены в 2 МБОУ района: Красноармейская СОШ, Светлоречная СОШ.

Доступные входные группы установлены в 6 общеобразовательных организациях: МБОУ гимназия г.Зернограда,  МБОУ СОШ г.Зернограда, МБОУ  СОШ УИОП г.Зернограда, МБОУ Красноармейская СОШ, МБОУ Большеталовская СОШ, МБОУ Манычская СОШ.

Доступные санитарно-гигиенические помещения имеются в 5 МБОУ:  СОШ г.Зернограда, СОШ УИОП г.Зернограда, Мечетинская СОШ,  Манычская СОШ, гимназия г.Зернограда.

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок отмечена в следующих 7 МБОУ: гимназия г.Зернограда, СОШ г.Зернограда, ООШ г.Зернограда, СОШ (военвед) г.Зернограда, СОШ УИОП г. Зернограда, Красноармейская СОШ, Мечетинская СОШ,

Помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, оборудованные индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой имеются в 4 общеобразовательных организациях: МБОУ гимназия г.Зернограда, МБОУ СОШ г.Зернограда,  СОШ УИОП г. Зернограда, Мечетинская СОШ.

Оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне имеются только в МБОУ СОШ г.Зернограда.

Количество работников, предоставляющих услуги инвалидам  и прошедшие инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области составило по итогам 2017 года 127 человек (23,9%).

Доля от общего числа педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющие образование и (или) квалификацию, позволяющие осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам составила 41,9%.

Количество детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающие дополнительное образование  — 56 обучающихся.

Количество детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования в МБОУ Зерноградского района — 98 человек.